Правительство России уже много лет озабочено вопросом реализации федеральных целевых программ (ФЦП). «Мы будем жестко спрашивать за эффективное выполнение программ. Главные распорядители бюджетных средств, они же государственные заказчики федеральных целевых программ, должны чувствовать, что находятся под контролем, что ответственны за конечный результат» - говорил премьер-министр Российской Федерации М. Фрадков в конце марта 2006 г. Михаил Фрадков привел следующие цифры: в течение 2005 г. было профинансировано 53 федеральные целевые программы на сумму 309 млрд руб. Объем капитальных вложений в рамках федеральной адресной инвестиционной программы в прошлом году составил 211 млрд руб. Объем государственных инвестиций в рамках федеральных целевых программ по итогам прошлого года составил 364 млрд руб., а по линии федеральной адресной инвестиционной программы - 319 млрд руб. «В выделяемых средствах размыта доля, которая выделяется на инновационные и высокотехнологичные проекты, а это очень важно», - подчеркнул он. По его словам, около 600 объектов в течение 2005 г. так и не было введено в строй, хотя это было запланировано федеральными программами. «Мы еще не добились коренного перелома и необходимого качества в организации этой работы», - отметил премьер-министр.Первые государственные контракты на реализацию важнейших инновационных проектов, которые являются инструментом государственно-частного партнерства, были заключены весной 2003 г. В 2006 г. реализовывалось 17 проектов, при осуществлении которых выяснилось, что действующее законодательство «затрудняет реализацию проектов». В соответствии с Налоговым кодексом, затраты инициатора проекта (бизнеса), произведенные за счет собственных средств, не вычитаются из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, в отличие от затрат на НИОКР для собственных нужд, которые осуществляются без государственного контракта. В связи с этим Минобрнауки предложило устранить пробелы в налоговом законодательстве в части софинансирования инновационных проектов и предоставить предприятиям соответствующие налоговые вычеты.Кроме того, Минобрнауки предложило внести изменения в федеральный закон о закупках для государственных нужд. Нормы этого закона «накладывают существенные ограничения» на реализацию инновационных проектов, так как конкурсные процедуры не в полной мере приспособлены для отбора таких проектов и, кроме того, они слишком длительные. В начале декабря 2006 г. Правительство Российской Федерации рассмотрело вопрос о совершенствовании механизмов формирования и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения. По линии Минобрнауки на конец 2006 г. от вложенных бюджетных средств на сумму 3,6 млрд руб. реализовано продукции в объеме 9 млрд руб., а к моменту завершения полного цикла работ должно быть реализовано продукции в объеме не менее 30 млрд руб. При этом вложенные бюджетные средства не превысят 3,8 млрд руб.
|