Национальная безопасность Соединенных Штатов Америки во многом обеспечивается благодаря самому мощному в мире научно-техническому потенциалу, а также способности этой страны воплощать результаты исследований и разработок в новые продукты и процессы, доводить их до стадии рыночной коммерциализации. Этому в немалой степени способствует благоприятный инвестиционный и инновационный климат, который стал активно формироваться американским правительством в конце ХХ века в рамках осуществления целенаправленной и эффективной государственной инвестиционной, научной, технологической и инновационной политики.
Администрация У. Клинтона, считавшая технологическую политику основой экономического роста, обеспечила существенное улучшение предпринимательского климата для инновационной и инвестиционной деятельности частного сектора в области науки и технологий, усилила федеральную поддержку фундаментальной науки, осуществила концентрацию федеральных средств на гражданских исследованиях и разработках, стимулировала развитие партнерских отношений государства на уровне федерального правительства, властей штатов и округов с промышленностью и академическим сообществом [2]. Партнерские отношения государства и частного сектора в исследованиях и разработках особенно активно развивались в оборонном секторе, осуществляющем особо критические для национальной безопасности НИОКР. Это партнерство помогло военным удовлетворять потребность в новейших технологиях, используя новейшие научные достижения в гражданских отраслях. Все это привело к тому, что в начале 90-х годов различные военные производства страны были ориентированы на преимущественное применение гражданских стандартов при создании военной техники. Развитие событий после террористических актов в США 11 сентября 2001 г. и последовавших войн в Афганистане и Ираке еще более обострило проблемы, связанные с производством, поставкой и использованием военных технологий. Несомненно, что ответ на угрозы и вызов национальной безопасности, по мнению экспертов, зависит в определенной мере от использования соответствующего опыта в НИОКР и производстве, от эффективной организации такого рода деятельности на национальном и международном уровнях, от обмена результатами НИОКР с дружественными государствами и союзниками. Подход США к решению этих проблем заключается, в частности, в изменении перспективного развития своего военного потенциала, что приводит к дальнейшему смещению акцента (если не к качественному сдвигу) с традиционных военных НИОКР в сфере создания определенных платформ вооружения к более широкому использованию Пентагоном достижений науки и техники в целом. Этот сдвиг принято называть «научно-технологическими военными инновациями», подразумевая под ними как прямую и долгосрочную поддержку Министерством обороны США соответствующих гражданских научно-исследовательских организаций и центров, так и объединение усилий фундаментальной науки, прикладных исследований и исследовательских технологических разработок для поддержания и укрепления военного потенциала страны [1, С. 278]. Другими словами, научно-технологические военные инновации подразумевают использование в военных целях как отечественных, так и зарубежных достижений в области науки и технологий для поддержки новых идей и решения проблем, связанных с развитием военного потенциала .
|