В экономической теории и практике все виды конкурентных преимуществ принято делить на две группы: преимущества низкого порядка и преимущества высокого порядка. Преимущества низкого порядка связаны с возможностью использования дешевых трудовых ресурсов, материалов (сырья), энергии. Низкий порядок этих конкурентных преимуществ связан с тем, что они очень неустойчивы и легко могут быть потеряны либо вследствие роста цен и заработной платы, либо из-за того что эти дешевые производственные ресурсы точно так же могут использовать или перекупить конкуренты компании на рынке. Поэтому преимущества низкого порядка считаются мало устойчивыми, неспособными надолго обеспечить компании превосходство над конкурентами. К преимуществам высокого порядка принято относить уникальную продукцию, уникальную технологию, уникальных и высококлассных специалистов, хорошую репутацию компании. Если конкурентное преимущество компании достигнуто благодаря выпуску на рынок уникальной продукции, основанной на собственных исследованиях и разработках, то для ликвидации подобного преимущества конкурентам надо либо разработать аналогичную продукцию, либо придумать что-то лучше, а в худшем случае, что иногда и происходит, выкрасть секреты компании, осуществив промышленный шпионаж. Очевидно, что все три варианта недешевы и их реализация займет у конкурентов немало времени. Значит, компания, обладающая подобным конкурентным преимуществом, на некоторое время, иногда немалое, оказывается на рынке в выгодном положении - она устойчиво конкурентоспособна. Рассмотренное выше вполне справедливо и в отношении уникальной технологии, ноу-хау и высококлассных специалистов. Их трудно воспроизвести или переманить конкурентам, а значит, положение на рынке компании, имеющей подобные преимущества, оказывается устойчивым. Однако особенно ценным конкурентным преимуществом считается хорошая репутация компании. Оно достается большими усилиями, в течение длительного времени и требует серьезных затрат на поддержание. Хорошо известно, как компании - мировые лидеры заботятся о своей репутации и какие огромные средства тратят на ее зарабатывание и сохранение. Рассмотрение приведенных выше конкурентных преимуществ показывает одну интересную особенность, среди них почему-то нет организации труда. Получается, что вроде бы организация труда не может являться конкурентным преимуществом ни низкого, ни высокого порядка. Так ли это на самом деле? Попробуем разобраться, почему мировые идеологи конкурентоспособности компаний ее не заметили. Возможно, это произошло потому, что организация труда, по их мнению, косвенно содержится в упомянутых выше преимуществах высокого и даже низкого порядка, хотя ей и не выделено самостоятельного места. Так, чтобы реализовать конкурентные преимущества низкого порядка и обеспечить низкую себестоимость продукции, необходимо минимизировать все виды издержек, включая затраты труда, энергии и материалов. Это можно сделать лишь при достаточно высоком уровне организации труда, адекватном применяемым технологиям при использовании преимуществ этого порядка.
|