Рассмотрим понятие внутреннего контроля в системе корпоративного управления и выделим ряд проблем, связанных с его использованием в практике такого управления. Сначала определим место понятия «контроль» в классической теории как одной из пяти функций управления. Схематично это представлено на рисунке. Если контроль сам по себе - понятие довольно широкое и четко оформленное в теории управления, то внутренний контроль - понятие более узкое, имеющее собственную историю возникновения. Изначально под ним понимали бухгалтерский контроль и его составляющие: разделение обязанностей, политику в области авторизации, организационную структуру, средства защиты активов и информации, аналитические тесты эффективности операций. Такие контрольные процедуры могли применяться на уровне как всей организации, так и отдельных бизнес-процессов или частей этих процессов. Однако сейчас концепция внутреннего контроля использует более широкое понятие и определение, которое перекрывает многие другие виды контроля в дополнение к бухгалтерским. Следует отметить, что более широкое понятие дается в значимых отчетах об исследовании проблем внутреннего контроля (Кэдбери [2] и др.) и корпоративного управления. В отчете СОSО 1992 г. [3] дается следующее определение: «Внутренний контроль - это процесс, осуществляемый советом директоров, менеджментом и сотрудниками компании и направленный на получение разумной уверенности 1) в достижении поставленных целей; 2) в эффективности достижения этих целей; 3) в достоверности информации, предоставляемой собственникам компании и прочим держателям активов; 4) в соответствии деятельности компании принципам законности». В последствие этот и другие отчеты добавляют в систему чисто бухгалтерских контрольных инструментов и процедур некоторые организационные инструменты контроля, такие как процедуры и политику в отношении персонала, процедуры внутрифирменных коммуникаций и прочие. Однако, проблемой в этих определениях является то, что они не дают понятия границ системы внутреннего контроля. А если у исследуемого предмета они отсутствуют, то его изучение становится затруднительным. Поэтому утверждение, что все организационные инструменты контроля, подобные СОSО, включают в систему внутреннего контроля, приносят положительный экономический эффект, спорно.
|