В настоящее время сфера государственного предпринимательства, в том числе система «целеполагания», не имеет четких, даже качественных ориентиров. Размытость критериев распределительных отношений государственного бюджета в области научно-технического прогресса не способствует эффективности управления на всех уровнях. Предлагаемая методика представляет собой первый шаг на пути повышения качества объекта государственного управления. 1. Общие положения Сложившаяся в российской экономике относительная обособленность научных и производственных организационных образований, даже в рамках государственного капитала, предопределяет такое положение, что сфера потребления может получать идентичные однофункциональные изделия от разных поставщиков, разнящиеся как по качеству, так и по цене. И это вовсе не характеризует факт эффективной конкуренции поставщиков, а потребитель в результате рекламной дезориентации чаще проигрывает, чем выигрывает. В этих условиях реализация Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 гг. [1] в сфере государственного предпринимательства потребует прежде всего уточнения системы «целеполагания». Провозглашенное положение о необходимости концентрации бюджетных средств на ограниченном числе определенных «конечных результатов», представляющих собой наиболее эффективное удовлетворение государственных нужд, требует конкретизации форм таких результатов. При этом ликвидация дублирования и концентрация передового производства на ограниченном числе предприятий не должна представлять угрозу количественного сокращения и качественного снижения достигнутого уровня общественного потребления. Поэтому в интересах целевого бюджетирования анализ маркетинговых структур необходимо проводить в каждом сегменте рынка. А начинать его надо с уточнения понятийного аппарата, определяющего содержание объекта, критериев его структуризации и параметров предпочтения в сфере государственного капитала. 1.1. Объектом анализа является полный набор однофункциональных и взаимозаменяемых продуктов, производящихся на отечественных предприятиях. При включении в этот набор продуктов импортного производства объектом анализа становится полный сегмент отечественного рынка. 1.2. В настоящей методике используются следующие понятия. 1.2.1. Однофункциональные продукты - объекты производства, предназначенные для выполнения идентичных функций в сфере потребления. 1.2.2. Взаимозаменяемые продукты - объекты производства, при использовании которых сфера потребления не будет испытывать технологические и экономические различия и ей не потребуется значительных долгосрочных преобразований при переходе с традиционно потребляемого продукта на однофункциональный, инновационный. В противном случае такой продукт, требующий значительного изменения сферы потребления, нельзя относить к взаимозаменяемым продуктам или вообще к анализируемому сегменту отечественного рынка.
|