В условиях дальнейшей интернационализации мировых хозяйственных связей и усиления конкуренции на мировом рынке капиталов значение инвестиционного направления во внешнеэкономической политике государства в современном мире возрастает. При этом все более активную роль государство играет в содействии привлечению прямых иностранных инвестиций и защите национальных интересов при осуществлении инвестиционной деятельности как внутри страны, так и за ее пределами. Государство разрабатывает стратегию национальной политики в отношении прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и обеспечивает ее реализацию путем принятия комплекса мер - законодательных, экономических, административных и др. Важное место в осуществлении такой политики отводится инвестиционной дипломатии, которая выступает как все более значимый фактор в обеспечении государственных интересов в инвестиционной сфере.
На инвестиционном направлении внешнеэкономической дипломатии тесно взаимодействуют многие государственные (и негосударственные) структуры, объединенные общностью задач (среди них - повышение инвестиционной привлекательности экономики, продвижение или защита национальных интересов за рубежом и др.). После валютно-финансового кризиса 1998 г. роль России на международном инвестиционном рынке возросла (особенно в 2003 - 2005 гг.), однако масштаб и отраслевая структура привлеченных ПИИ пока не соответствуют экономическому и инвестиционному потенциалу страны и не отвечают задачам повышения национальной конкурентоспособности. Более чем скромные успехи в сфере привлечения ПИИ являются следствием влияния ряда объективных факторов, таких как инерционный характер настроения крупных международных инвесторов, невысокая степень их доверия к российскому рынку, слаборазвитая и низкоэффективная хозяйственная инфраструктура, неготовность подавляющей части российского бизнеса включиться в международные производственные системы и др. Вместе с тем, на наш взгляд, сохраняющиеся неудовлетворительные количественные и качественные параметры поступивших ПИИ в значительной степени объясняются отсутствием целенаправленной и последовательной стимулирующей политики, а также, что не менее важно, неразвитостью институциональных структур управления и поддержки в данной области.
|