До недавнего времени в России не было общефедерального законодательства, регулирующего создание и деятельность особых (свободных) экономических зон на территории страны. Легально же, то есть на основании адресных федеральных законов, действовали две особые экономические зоны (ОЭЗ) - в Калининградской и Магаданской областях. Все прочие, а их в иные времена насчитывалось около двух десятков, были результатом самодеятельности местных органов власти и некоторых административных и предпринимательских структур. Ситуация изменилась коренным образом со вступлением в силу федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ (далее - Закон), по которому функционирование всех особых (свободных) зон, кроме упомянутых двух, прекращалось. Таким образом, с 2005 г. существование и деятельность института ОЭЗ в России регулируется двояко. С одной стороны, соответствующими законами о Калининградской и Магаданской зонах, с другой - Законом и дальнейшими поправками к нему. При этом действие положений Закона на эти две зоны не распространяется, равно как и установленные для этих двух зон нормативы не распространяются на вновь создаваемые зоны. Законотворчество в сфере ОЭЗ в период 2005 - 2006 гг. активно развивалось . Результатом стало принятие целого ряда подзаконных актов, дополняющих и разъясняющих наиболее принципиальные положения Закона, поправок и дополнений как к нему, так и к ряду других законов. Так, кроме уже отмеченного нового закона о Калининградской зоне, в 2006 г. был принят федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 3 июня 2006 г. № 76-ФЗ (далее - Поправки к Закону). Важность этого документа заключается в том, что в соответствии с ним в России появилась возможность учреждать в дополнение к уже существующим промышленно-производственным (ППЗ) и технико-внедренческим (ТВЗ) особым экономическим зонам еще и туристско-рекреационные зоны (ТРЗ). В статье предпринята попытка систематизировать и проанализировать важнейшие положения современного российского законодательства об особых экономических зонах.
|