В течение почти всего периода проведения экономических реформ в России стало общепринятым крайне отрицательно оценивать высокую степень неоднородности инвестиционного пространства страны. Такая оценка стала одним из доводов первостепенной необходимости программируемого сокращения различий в экономическом развитии субъектов федерации. Однако к 2005 г. постепенно «вызрело» и несколько иное мнение или, во всяком случае, существенное дополнение к указанной выше позиции, меняющее последовательность действий в решении проблем регионального развития. В наиболее четком виде этот новый подход отражен в утвержденной Правительством России 19 января 2006 г. (распоряжение № 38-р) Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), в которой указывается, что «в целях развития российских регионов необходимо перейти от малоэффективного выравнивания их экономического развития к созданию условий, стимулирующих субъекты федерации к использованию имеющихся ресурсов экономического роста» [2]. Действительно, неоднородность инвестиционного пространства России имеет не только всем понятную отрицательную сторону. Рациональная дифференциация инвестиционного климата регионов страны позволяет наилучшим образом использовать конкурентные преимущества каждого из них и тем самым обеспечить их экономический рост, а на этой основе - и уменьшение социально-экономических различий, достигаемое собственными усилиями субъектов федерации, а также с помощью централизованно регламентированного финансирования из федерального бюджета. Именно такой подход соответствует концепции конкурентного федерализма, открывающей гораздо более широкие возможности для регионального развития, нежели «уравнительный» (и тем более «иждивенческий») федерализм. Разумеется, различия этих подходов проявляются не всегда в чистом виде, а чаще всего - в противоречивых сочетаниях, которые, однако, не должны заслонять необходимость в первую очередь не столько выравнивания социально-экономического развития и благосостояния регионов, сколько обеспечения единства экономического пространства страны, в том числе и инвестиционного, и создания условий для добросовестной конкуренции между регионами и муниципальными образованиями за привлечение ресурсов [1].. К последним относятся прежде всего инвестиционные ресурсы, привлечение которых осуществляется в рамках определенного, конкретного для каждого региона инвестиционного климата. Его особенности объясняются в основном объективными условиями, которые можно и нужно типизировать для разработки и реализации действенной государственной региональной инвестиционной политики. Излагаемые ниже результаты такой типизации современной инвестиционной ситуации в российских регионах и некоторых ее изменений в среднесрочной перспективе являются продолжением и развитием работы, опубликованной в 2003 г. [5]. По сравнению с той публикацией, в данной статье расширен временной горизонт анализа, предложены и учтены новые факторы эволюции региональных инвестиционно-типологических кластеров, обновлены и дополнены исходные данные, что в совокупности позволило внести значительные изменения в структурирование инвестиционного пространства России.
|